четверг, 28 декабря 2017 г.

Виноград для беседки на Полтавщине, выбор сорта. Ч.1

Grapes for gazebo in Poltava region, choice of varietyю Р.1

Виноград для беседки нужно выбирать сильнорослый, устойчивый к болезням и неважно укрывной он или нет, но – Какой сорт винограда выбрать для беседки?


Какой виноград посадить для беседки? Такой вопрос возникает у владельцев дач и приусадебных участков и с такими вопросами приходят мне сообщения на электронную почту и в соц. сетях. Этой статьей, исходя из собственного опыта выращивания винограда и вкуса, я и попытаюсь ответить на задаваемые мне вопросы.

Уборка урожая винограда Талисман

Ввиду того, что у каждого задающего такой вопрос свой вкусы и требования к желаемому растению и урожаю, его назначению, то однозначного ответа нет, а высказанные здесь соображению помогут вам самим сделать правильный выбор. По крайней мере, я на это надеюсь. Все дальнейшие рассуждения сделаны для климата Полтавщины, в других условиях все может быть по-иному.

Начнем. Так какой сорт винограда нужно садить для выращивания на беседке, перголе, навесе или озеленять балкон и т.д.? Один может с уверенностью сказать, что садить нужно винные сорта винограда, а именно: Лидию, Изабеллу, Кудерку, Кристалл, Платовский, Мариновский, тип Плечистика и т.п. Эти сорта морозостойкие, укрывать их не нужно, они мало или почти не болеет и из полученного урожая можно приготовить домашнее вино или соки. Да, и это почти так. Почему почти будет дальше.

Однако другой скажет, а я вино делать не буду, деньги есть, куплю, а хочу сидя в беседке видеть красивые крупные грозди с вкусными ягодами. Зачем мне эта винная мелюзга. Садить нужно такие сорта как Страшенский, Талисман (Кеша-1), Виктор, Лору, Преображение, Ливию, Лию, Кармакод, Кодрянку и т.п, и тоже он будет прав.

Найдется и третий, которому подавай не только красивые крупные грозди, но и бессемянные вкусные ягоды. А поэтому он скажет, что садить нужно такие сорта как Велес, Юпитер, Кишмиш Столетие, Тхортон, Саграйон, Кишмиш Лучистый и другие новые сорта.

Кто же прав из этой троицы. Ответ – все, хотя первый может возразить второму и третьему. Ведь винные сорта, которые назвал первый морозоустойчивые, а поэтому неукрывные и их на зиму не нужно снимать с беседки. Да это плюс большой, но те двое скажут: „Ну и что? Применим беседочную формировку, осенью проведем обрезку, снимем лозы с беседки и укроем‟. Не намного больше работы. Неукрывные сорта винограда тоже требуют обрезки и формирования куста, и на это идет гораздо больше времени чем на снятие с беседки и укрытия лоз уже обрезанного куста.

И они правы, ведь основное время при подготовке виноградных кустов к зиме идет на обрезку, а не укрытие. В свое время, вначале 90-х, известный ученый-селекционер из г. Запорожье Ключиков Евгений Алексеевич у себя на приусадебном винограднике мне говорил: „Очень многие не хотят выращивать укрывные сорта винограда из-за необходимости укрытия их на зиму, а попросту боятся этого. А я им говорю, что у меня сорта не неукрывные, а обрезные, поскольку на обрезку я трачу целую неделю, а укрываю за два – три часа.‟

У него я впервые увидел и сорт винограда Кеша-1 (Талисман). Тогда этих названий еще не было, и назывался этот сорт винограда как FV-6-6. Представьте себе арку шириной около 5м, высотой до 3м. Это арка над въездом от ворот до дома и с одной стороны рос огромный куст винограда FV-6-6 с большими красивыми гроздями. Очень красиво и вкусно.


А впервые красоту больших гроздей с крупными ягодами я увидел у нас под Полтавой у одного моего хорошо знакомого виноградаря-любителя Николая. Сорт винограда Ризамат он выращивал на козырьке и тоже на зиму снимал его и укрывал.

По сути, после этого красивейшего зрелища крупных гроздей с крупными длинным красными ягодами я заболел виноградом и уже более 20 лет на козырьке выращиваю такие столовые сорта как Восторг, Кеша-1 (смотри фото), Страшенский, Оригинал. Эти сорта укрывные и осенью после обрезки я снимаю их со шпалеры-козырька и укладываю на землю. Если прогнозируются морозы свыше 20ºС, то укрываю их осокой, а если выпадет снег, то и так зимуют.

Из винных сортов, на навесе над стоянкой автомобиля расположили свои лозы Кудерка и тип Плечистик. Три куста – один куст Кудерки и два тип Плечистика озеленяют навес размером 6 х 3 х 2,5 м и укрывают от солнца автомобиль. И чем это не беседка, только тем, что не такая красивая и в ней стоит не стол, а автомобиль.

СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий